“Основанный на сообществах” означает поддержку продуктов, услуг, знаний и деятельности местных сообществ и предлагаемых местным населением. Всемирный Фонд природы (the World-wide Fund for Nature, WWF) использует следующее определение:
“Туризм, основанный на сообществах является такой формой туризма, где местному сообществу принадлежит основной контроль над ним и вовлечение в его развитие и управление, а бóльшая часть дохода остается внутри сообщества”.
Туризм, основанный на сообществах (ТОС) – это практика предоставления экономичных туристских услуг естественного происхождения при использовании местного размещения, пищи, музыки, искусства, сувениров и традиций. ТОС – это превосходный и ценный туристский опыт, поддерживающий рациональное и устойчивое развитие. ТОС дает путешественникам возможность настоящего проживания в домах, селах и местах историко-культурного наследия при том, что весь полученный доход остается непосредственно в принимающих семьях.
Туризм является одной из самых быстрорастущих отраслей в мире. Но, несмотря на огромные размеры индустрии и образцовый рост, многие граждане направлений туристского назначения ощущают себя вне процессов принятия решений и инвестирования в отрасль. В результате в слишком многих местах Европы, Азии, Африки и обеих Америк неустойчивый туризм способствовал деградации сообществ, росту преступности, нанесению ущерба природным ресурсам и уничтожению мест наследия. ТОС передвигает сущность вопроса со стремления к совокупному «росту» на включение традиционных местных жителей и примеров устойчивого экологического развития в общее принятие решений и возможность инвестирования. Таким образом, ТОС заключает в себе спектр видов деятельности, направленных на поощрение и поддержку целого ряда целей экономического и социального развития и сохранения природы. Принципы ТОС:
ТОС опирается на местные заинтересованные стороны
ТОС обязан вносить свой вклад в местное экономическое развитие путем увеличения доходов от туризма
ТОС должен развивать социально и экономически ответственный туризм
ТОС однозначно нацелен на получение дохода, но его основным содержанием является продвижение местных продуктов и местного права владения. ТОС предполагает, что подавляющая часть дохода (обычно 75-90%) идет принимающей семье или владельцу приобретенных товаров / услуг, а оставшееся используется на поддержку общего туристского офиса сообщества и национальной ассоциации. В итоге деятельность ТОС может координироваться и получать обучение со стороны центрального фасилитатора или иностранного консультанта, но никогда не является объектом собственности удаленных инвесторов.
ТОС сталкивается с двумя основными трудностями: продвижение и убеждение новых посетителей обратиться к своей модели. Поскольку многие предприятия туризма, основанного на сообществах, находятся в отдаленных деревнях, многие сервис-провайдеры ТОС не способны проводить маркетинговые исследования или стратегическое планирование, а также не имеют финансовых средств для осуществления таких мероприятий. Путешественники ясно представляют себе систему проживания в обычном отеле, а отдыхающие хотят хорошо провести время и расслабиться. Но иностранные гости, особенно с Запада, настороженно относятся к совместному размещению на одном пространстве с «чужестранцами», так что хотя большинство клиентов и не против эксперимента, убедить их обратиться к ТОС остается нелегкой задачей. Если Вам понравился ТОС, помогите отрасли, рассказав другим о своем опыте.