КАТОС «Хоспиталити Кыргызстан» с момента основания одной из основных своих целей ставит создание и продвижение в Кыргызстане полноценной и устойчивой модели экотуризма, то есть такого вида туризма, где все действия туристов дружелюбны по отношению к природе и экосистеме посещаемых регионов. С целью пропаганды экотуризма и более бережного отношения к окружающей среде КАТОС был разработан Кодекс экотуризма, или Кодекс поведения организаций экотуризма. В настоящее время этот документ является неотъемлемой частью всех договоров о сотрудничестве, заключаемых Ассоциацией с партнерскими организациями.
Настоящий Кодекс поведения организаций экотуризма был разработан Кыргызской Ассоциацией Туризма Основанного на Сообществах (КАТОС) “Хоспиталити Кыргызстан”. Кодекс представляет собой руководство к действию для всех туроператоров и других структур отрасли, действующих в Кыргызстане.
Осознание воздействия на природные ресурсы. Осознание воздействия туризма на окружающую среду, попытаться уменьшить это влияние, предпринимая соответствующие действия и путем проведения собственной политики, включающей:
· надлежащим образом организованную систему выброса отходов и сточных вод;
· уменьшение уровня потребляемых туристами природных ресурсов.
Поддержка усилий, направленных на очистку загрязненных территорий. Узнать больше о подобного рода акциях и оказать им поддержку через, например, предоставление финансовых ресурсов, лоббирование в правительстве и деловых кругах, посвящение этой проблеме части своего времени (и времени Вашего персонала), а также через поощрение своих клиентов поддерживать такую инициативу.
Использование не загрязняющих природу транспортных средств. При выборе вида транспорта для перевозки клиентов стараться использовать вид, оказывающий наименьшее негативное воздействие на окружающую среду.
Наблюдение за воздействием. Сохранять равновесие между количеством посетителей, их поведением и хрупкостью осматриваемых земель и территорий; работать в сотрудничестве с представителями охраняемых территорий, партнерами Ассоциации и / или другими местными НПО для выполнения плана наблюдения (мониторинга) за воздействием, когда для этого представляется возможность.
Поддержка подлинных культурных связей. Осознавать воздействие туризма на культурное наследие и попытаться уменьшить это влияние, предпринимая соответствующие действия и путем проведения собственной политики.
Бережное отношение к культурному наследию. Уважение к культуре и обычаям народа, чью землю вы посещаете. Убедитесь, что ваши клиенты ведут себя должным образом.
· Устройте гостям перед экскурсией брифинг по вопросам культуры страны. Где возможно, привлекайте к организации таких мероприятий местных лекторов и специалистов. Включайте в программу обзор местных обычаев и традиций, а также общепринятых норм поведения туристов в этом регионе. При его наличии используйте местный «Кодекс поведения туристов».
· Спросите разрешения перед тем, как начать фото — или видеосъемку.
· Убедитесь, что Ваши клиенты уважительно относятся ко всякого рода религиозным группам, церквям, кладбищам и другим местам религиозного или культурного значения, и что они не трогают никаких их атрибутов.
Почтительное отношение к историческим местам и свидетельствам прошлого. Проверяйте, не пытаются ли Ваши клиенты изменить местоположение принадлежностей той или иной достопримечательности (утвари в церкви, имущества в музее или галерее и др.) Если доступ к историческим памятникам или местам археологических раскопок запрещен, заранее получите разрешение на посещение. Следите за тем, чтобы Ваши клиенты вели себя уважительно к тем местам, которые они посещают, особенно если речь идет о религиозных учреждениях и монументах.
Партнерство с основанными на сообществах группами экотуризма: Поддержка основанных на сообществах групп экотуризма в развертывании устойчивой предпринимательской деятельности, вносящей вклад в процессы охраны среды и развития сообщества. По возможности, заключение контрактов о субподряде с небольшими основанными на сообществах предприятиями и оказание им помощи в достижении общепринятых стандартов качества. В районах отсутствия таких предприятий / структур туроператор нанимает для выполнения требуемых работ население посещаемого региона. Члены местного сообщества могут привлекаться для оказания туристам всех видов услуг, включая администрирование, услуги гидов, перевозку и транспортировку, приготовление пищи, размещение гостей и снабжение.
Покупка товаров у местного сообщества: Создание дополнительного источника дохода для местных сообществ при покупке максимально возможного количества товаров и услуг, предлагаемых на местах. Поощряйте Ваших клиентов совершить покупку изготовленных в этом сообществе сувениров и натуральных продуктов, если их экологическая чистота не вызывает опасений или если такие операции не являются противозаконными.
Финансовая поддержка развития местных сообществ: Вкладывайте часть чистой прибыли в фонды сохранения биоразнообразия и развития сообщества, и/или осуществляйте прямые денежные вливания в посещаемые сообщества. Соблюдайте установленные для охраняемых территорий правила платного въезда и разрешений доступа, и поощряйте потребителей вкладывать средства в поддержку проектов развития сообществ и охраны их природного богатства.
Выбор жилья. При выборе жилья для размещения гостей ориентируйтесь на жилища с национальным колоритом, минимально подверженные негативному влиянию окружающей среды. Также обращайте внимание на оснащенность помещений эффективной системой выведения и обработки отходов и мусора, их сортировки на разлагаемые и неразлагаемые виды. Где возможно, расселяйте туристов в дома, построенные, обслуживаемые и принадлежащие местным жителям.
Координация действий с местными сообществами. Согласовывайте с местными сообществами Ваши планы и намерения, так, чтобы ваш приезд был ожидаемым и приятным.
· Все посещения сообществ планируйте заранее.
· Подтвердите свой приезд минимум за 24 часа до обговоренной даты, и будьте готовы оплатить расходы сообщества (сообществ), понесенные им в случае не посещения.
· Обсудите с представителями принимающей стороны, чем вы и ваши клиенты будут заниматься во время пребывания на этой территории.
· Узнайте, группу в количестве скольких человек в состоянии принять и обслужить сообщество в ходе запланированных мероприятий.
Продвижение модели ответственного поведения посетителя. Обучайте путешественников до начала и во время их пути невысокому воздействию на окружающую среду и совмещенному с элементами природоохранных мероприятий пребыванию. Туристы учатся такому типу путешествий на всем протяжении своего маршрута.
Вклад в правдивый маркетинг экотуризма: В оказании помощи в продвижении на рынке основанным на сообществах предприятиям партнерами КАТОС являются туроператоры, местные сообщества, правительственные структуры и неправительственные организации, с которыми также достигнута договоренность о включении информации об этих предприятиях в выпускаемые ими рекламные буклеты и другую печатную продукцию.
Обучение персонала. Обучайте и тренируйте персонал согласно настоящему Кодексу. Обеспечьте каждого сотрудника экземпляром Кодекса, и убедитесь, что работники хорошо ориентируются в его содержании. Включайте в документ сведения о специфике местного законодательства и общественного устройства.
Мониторинг за использованием Кодекса. Удостоверьтесь, что ваши клиенты следуют Кодексу. Применяйте Кодекс на постоянной основе. Проверьте, в достаточной ли мере клиенты понимают свои обязанности, изложенные в документе. Будьте готовы применить в случае необходимости более жесткие меры воздействия.